На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 346 подписчиков

Свежие комментарии

  • Авас Анекак
    воем  мы а им осинаДиаспорам остаётс...
  • Александр Пятнистый
    Начать а до с закона, по которому автоматом анулируются гражданства, полученные после 2014 года, причем, если чел раб...Диаспорам остаётс...
  • Иван Иванов
    СРОЧНО надо гнать вон ВСЕХ-легальных и не легальных вместе со своим выводком ....иначе эта азиатская саранча и прочие...Диаспорам остаётс...

Легенда ледяного края мира

В апреле 1934 года когда газеты уже оттрубили о завершении челюскинской эпопеи, спасенной команде пришлось совершить небольшую прогулку по Чукотке: всего лишь около 500 километров от Ванкарема до Уэллена и потом еще 300 – от Уэллена до бухты Святого Лаврентия, где спасенных погрузили на корабли и повезли к славе и почестям.

Большая часть челюскинцев проделала этот путь пешком. Одним из самых интересных, а самое главное уютных мест на этом долгом пути для усталых, измотанных людей стала яранга Бента Волла.

Яранга Бента Волла
Яранга Бента Волла

Представляете, в 1934 году, в советской Чукотке жил себе норвежец по имени Бент Волл. И был этот человек настоящей легендой этого сурового края. Например, потому что его яранга представляла собой не какое-то небольшое жилище из шкур, а удобное, капитальное жилье. А еще Бент Волл охотился, управлялся с хозяйством и вообще чувствовал себя отлично. Насколько, насколько может себя отлично чувствовать человек, у которого вместо обеих ладоней остались культи после того, как в руках взорвался динамит.

Так уж получилось, что на Чукотке Бент провел большую часть своей жизни. Сначала, еще мальчишкой, он вместе с дедом оказался на Аляске, поучаствовал в «золотой лихорадке», познакомился с Джеком Лондоном, не заработал ничего, потому что золотые россыпи находят не все. Так что, начиная с 1902 года, Бент перебрался через Берингов пролив на Чукотку и стал заниматься торговлей в этом далеком северном краю. Женился на местной девушке, а самое главное, обустроился с почти что европейским комфортом.

Внешне жилье Волла напоминало ярангу. Вот только для этой яранги ему привезли стройматериалы из Америки на приходивших для торговли шхуны. У него даже обои были поклеены и окна у него были стеклянные! Обои особенно удивили участников экспедиции на шхуне «Мод», тоже побывавших в гостях у Волла.

Бент Волл с семьей в 1931 году
Бент Волл с семьей в 1931 году

Кистей рук Бент лишился, пытаясь помочь чукчам добыть китовое мясо. Туша кита вмерзла в лед, надо было его взорвать, Волл пришел на помощь, но что-то пошло не так и динамит взорвался у него в руках. Удивительной крепости оказался человек, потому что операцию ему сделал местный шаман. И не просто выжил, но и с помощью разных приспособлений, приделанных к культям смог заниматься хозяйственными делами, хоть и оказался зависим от помощи жены. После этого взрыва он прожил около 20 лет, потому что взрыв случился самое позднее в 1925 году, а то и ранее.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана"
Кадр из фильма "Сон в начале тумана"

Самая справедливая Советская власть, конечно, долгое время оставалась от Волла не в восторге. Ведь с точки зрения комиссара, приехавшего делать революцию на Севере, Волл был буржуй, так как занимался торговлей, продавал чукчам «огненную воду», скупал меха и прочие ценности, да еще и советского гражданства не имел. «Начальники Чукотки» облагали его огромным налогом и даже арестовывали. Но за Волла заступились чукчи, а тут, на краю земли, даже самые пламенные товарищи уполномоченные принимали свои решения с оглядкой. Потому что совершенно неожиданно пропасть в пургу легко и просто. Тогда и в более теплых краях жизнь человеческая немного стоила, а уж на Чукотке ей вообще была цена копейка в базарный день, независимо от того, какой ты большой начальник.

Поэтому Бент Волл закрыл свою факторию, согласился принять советское гражданство, а товарищи начальники закрыли глаза на хозяина уникальной яранги на краю света. Тем более, что Бент на самом деле совсем не только «огненную воду» продавал. Там, на краю света он на самом деле был одним из тех, кто нес «бремя белого человека» в самом лучшем смысле этого слова: помогал чукчам, даже руки из-за этого потерял, учил их техническим новинкам, достижениям остального мира, был для них примером хотя бы с той же ярангой. И одновременно не сторонился полезных вещей, придуманных аборигенами далекого Севера, вплоть до того, что женился на местной девушке.

Кадр из фильма "Сон в начале тумана"
Кадр из фильма "Сон в начале тумана"

Бент Волл и его яранга на самом деле здорово помогли в освоении и проникновению цивилизации в те дальние края. Взять хотя бы ту же челюскинскую эпопею. Долгий путь от Ванкарема до Уэллена был бы еще длиннее и сложнее, если бы на этом пути у путешественников не имелась возможность остановиться и отогреться в яранге у Волла.

Потом челюскинцы отправились в Москву, к наградам. Волла не наградили, да и не очень похвалили, если не считать уважительного упоминания норвежца во всех без исключения мемуарах, связанных с челюскинской эпопеей. После этой эпопеи он прожил в северных краях еще много лет. Бента Волла не стало в 1944 году, а свалило его осложнение после гриппа.

Лучший же памятник северной легенде оставил чукотский писатель Юрий Рытхэу. Слышали о таком? В советские времена он был довольно известен, его много издавали, да и книжки у него на самом деле неплохие. Так вот Волл стал прототипом Джона Макленнана, героя книги Рытхеу «Сон в начале тумана» и снятого в 1994 году одноименного фильма. Хорошая книга, добрая получилась память.

Ссылка на первоисточник
наверх