На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Гоша Веверсис
    Правильно отвечают ,мы им ни такие ни другие не нужны .Скажу больше ,мы им вообще не нужны ,по их логике мы лишние на...Инна Ямбулатова о...
  • владимир рябченко
    Мужское занятие брать ответственность на себя... не перевелись богатыри в земле русской, где и Велеса помнятНачальник медпунк...
  • владимир рябченко
    Ещё в далеких 90-х в гостинице "Балтийская" Боруховна повела себя как хабалка... история всё помнит!!! Сейчас она око...Это даже не дно.....

Заброшенный Крым специально для туристов. Чуфут-кале. Караимы, камни и пещеры


Эта история про камни. Потому что они там везде. Недаром город называется пещерным, хоть его и назвали так больше для того, чтобы приманить туристов. На самом деле жили тут не только и не сколько в пещерах, хотя их в скале, на которой находился город Чуфут-кале, было очень много, а в домах. Пещеры же использовали для хранилищ, складов и прочих хозяйственных дел. И их тут настолько много, что скалы, где когда-то был город, а теперь бродят туристы, напоминает сырную голову какого-нибудь «Маасдама», в котором пор ну просто завались.

Удивительное дело. Чуфут-кале – караимский город, а находится всего в нескольких километрах от Бахчисарая. Вроде – ханская столица и тут же город, в котором жили люди, исповедовавшие иудаизм. Вот вам и нетерпимость религий. Понятно, что дружили караимы и татары, скорее всего, как кошки с собаками, потому тех, кого меньше и загнали на скалы. Но тем не менее…

На выезде из Бахчисарая, около кафе и магазинов, туристов, приезжающих на машинах и автобусах ловят татары на своих скакунах. Нет, в рабство теперь никого не захватывают, просто немного сравнительно честно дурят:

- Зачем вам тратить время, лезть пешком на гору. Пока дойдете, столько времени потеряете, ничего не посмотрите. Смотрите, какой подъем крутой? Ну куда вы пешком. Мы вас на машине прямо к пещерному городу подвезем. Что? Сами хотите проехать? Вы посмотрите, какие у нас машины. Это же вездеходы. Вы на вашей паркетной тачке там не проедете, даже не пытайтесь… Всего две тыщи и с ветерком домчим.


В роли скакунов у татар теперь джипы типа «Козел». Везут они не прямой дорогой, а в обход, к большим воротам. В результате пещерный православный монастырь, через который вы пройдете, если пойдете пешком – посмотреть не получится. Разве, что на обратной дороге, если пойдете пешком.
Идти на самом деле относительно сложно только первые метров 200, к православному монастырю ведет крутая горка, и под конец, когда вы забираетесь по каменной горке ко входу в брошенный город. Идти – примерно 2 километра по красивому ущелью. Ну и плюс монастырь, который хоть и в общем-то новодел по большей части, но все равно интересный, потому как в скале.

В общем, дурят татары нашего брата. Ну или деньги зарабатывают на лентяях. Это кому как нравится. Справедливо и то и другое.

Два километра. По тропе после монастыря – лоточники. Все как обычно. Чай, травки, магнитики, сувениры. Квас. Удивительно, но квас хороший. Было не дениво затащить нормальные кеги с квасом – прохладный, чуть кисленький квас очень даже годный, особенно летом. В Крыму так не везде. Около того же Ласточкиного гнезда вместо кваса продают редкостную гадость из бутылок. А когда спрашиваешь, почему в кегах нет, отвечают: «Только что кончился». Кончился он каждый день. В общем, у каждого свой бизнес. Одни – стригут деньги с душой к туристам, другие просто на них зарабатывают.


Последний рывок – метров примерно 20-30 к входу в Чуфут приходится делать как настоящий горный баран по камням. Тут была вымощенная тропа. Ну не знаю, сколько ног и рук переломали на этих тропах караимы, они наверное, были привычные. Но вообще камни довольно скользкие, приземлиться можно душевно. Когда забирался, была мысль, что спускаться будет весело. Оказалось, что спускаться не надо, в другом месте есть вполне нормальная тропа на выход. А пока спотыкаясь на камнях, подошли к стене, глянули на пещеры за стеной, лазить по ним не стали, решили, что потом на обратной дороге… Никогда не оставляйте ничего на обратную дорогу – не посмотрите вообще, просто потому что времени не будет. Смотрите все, что интересно сразу.


Касса. В кассе милая боевая тетя-кассир, окидывает взглядом четверых, говорит: «700 рублей с экскурсией». Тихо честно заикаюсь, что вообще-то 900, младший уже тоже под бесплатный билет не попадает. Тетя в кассе выдает:

- Я сказала 700, значит 700 – тетя кассир лучше знает, что сколько стоит. И вообще бегом, вон экскурсия собралась.


Присоединяемся к экскурсии, которую проводит другая милая тетя, с огромным удовольствием и душой, во всяком случае, с виду, рассказывающая о кенасах, мавзолее, уцелевших домах, кто такие караимы и что они вообще тут на скале делали. Спасибо, экскурсия на самом деле была интересной, потому что тетя-экскурсовод не только барабанила давно и надежно выученный текст, но и отвечала на все вопросы. Было на самом деле интересно.

Кстати, одна из двух кенас – молельных караимских домов, которые можно увидеть в Чуфуте – XIV век. Если что – ровесница Дмитрия Донского, Куликовской битвы и прочих великих событий. Все прошло, а вот эта кенаса – стоит.


Старый город. Как караимы тут ходили по этим улица, где все кругом – сплошной камень. Долго ходили, в камне на дороге пробиты глубокие колеи. Несколько раз на ровном месте смачно спотыкался, чуть не падений. Ботинки для прогулок по пещерным крымским городам все-таки должны быть с хорошим протектором, даже в сухую погоду скользко, а уж в дождь тут вообще только кости пересчитывать. Но красиво!


Особенно, когда проходишь мавзолей и выходишь к обрыву с другой стороны и видно далеко-далеко. Если и весь Крым, точнее, конечно, не весь… Но очень далеко. Что называется натурально, трехмерно и широкоформатно.



А на воротах, через которые когда-то давно в город как раз и въезжали или вламывались, в зависимости от того, кто приехал, можно увидеть как караимские знаки, так и выцарапанные любителями оставить надписи «Здесь был Вася» послания потомкам. И скажу вам, тяга, чего-нибудь такого нацарапать – она неистребима. На воротах в Чуфут можно запросто разглядеть послания от любителей таких «автографов» XIX века. Вон – чей-то автограф 1878 года до сих пор хорошо виден. А сами ворота помнят еще византийцев. Есть мнение, что они были построены еще в VI веке.


Удивительное место. Красивое, хоть и брошенное. Конечно, самое раскрученное, потому что хорошо сохранилось и рядом с Бахчисараем. Тот же Мангуп – тоже очень интересен, но до него добраться не так просто, как на скалу, где был Чуфут.


Этот бывший город – музей стоит того, чтобы не полениться, пройтись по ущелью и посмотреть его. И понять, что всякая слава проходит. И только чертополох вдоль дороги вечен…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх