На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Алферов
    Всё правильно!Математику Мифтах...
  • Ольга Каширина
    Время необратимо. и возраст никакими заявлениями не  вернешь.Это даже не дно.....
  • Ольга Каширина
    Оставьте ее все в покое. Для нее отсутствие разговоров о ней самое большое наказание.Это даже не дно.....

Цена захвата сейнера «Норд»: Киев теряет Азовское море

Украина потеряла Азовское море — такое мнение все чаще в последнее время высказывают украинские эксперты.

Большие медийные события всегда характеризуются тем, что за ними, как за плотной дымовой завесой, теряются события менее громкие, но от этого не менее важные. В результате, пока Россия проводила чемпионат мира, а Украина снимала с якорей свои утлые военно-морские челны в ходе американо-украинских учений Sea Breeze 2018, Москва успела… «подрезать» у Киева Азовское море. Если верить украинским СМИ, конечно.

Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Плач Ярославны

Как известно, Россия заметно ужесточила режим досмотра иностранных судов, следующих через Керчь-Еникальский канал и направляющихся в украинские порты Азовского моря или, напротив, покидающих оные.

Первоначально к почти тотальному досмотру «купцов», организованному в мае в зоне Керченского пролива и Азовского моря Береговой охраной Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, на Украине отнеслись с легкой досадой. Но по мере того как множилось количество остановленных российскими пограничниками сухогрузов и росло время досмотра судов, украинская досада сменилась озлобленностью. Что, в общем, немудрено.

Согласно данным председателя т. н. «наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко, за период с 17 мая по 11 июля этого года в акватории Азовского моря и зоне Керченского пролива было отмечено 146 случаев остановки и досмотра российскими пограничниками иностранных судов, действовавших на линии, которая соединяет Керчь-Еникальский канал с Мариуполем и Бердянском. В 25 случаях из этих 146 остановке и досмотру подверглись суда, следовавшие под флагом Украины.

В зависимости от тоннажа судна и характера перевозимого им груза, досмотр мог продолжаться от 2 до 6 часов. После этого судно неизменно пограничниками отпускалось, но… Но каждый час задержки рейса, по словам заместителя директора Мариупольского порта Юрия Балана, обходился судовладельцу в потерю 5–15 тысяч долларов. Росли неустойки, взлетала страховка…

Неудивительно, что значительная (если не сказать — подавляющая) часть судо- и грузовладельцев очень скоро стали избегать рейсов в Мариуполь и Бердянск. Попытка украинской стороны перенаправить грузопоток посредством железнодорожного транспорта успехом не увенчалась. Лишенный возможности осуществлять грузопереработку Мариупольский порт встал. Второе в городе градообразующее предприятие — крупнейший Мариупольский металлургический комбинат — тоже оказался в тяжелом положении.

Дело дошло до того, что в украинских СМИ стали открыто поговаривать о грядущем в Мариуполе социальном взрыве, чреватом совершенно непредсказуемыми последствиями. Впрочем, и без этого потери Украины — в первую очередь имиджевые и финансовые — на Азовском море оказались колоссальными.

Но это было еще не все. Украинские рыбаки, крайне опасавшиеся встреч с кораблями и катерами Береговой охраной Пограничной службы ФСБ РФ, решили до «конца кипежа» посидеть дома. Но дни шли, а введенный российской стороной усиленный режим досмотра судов в акватории Азовского моря и не думал заканчиваться. В итоге украинские рыбаки «успешно» пропустили путину.

Вдобавок к этому, ВСУ объявили о закрытии на все лето сразу трех прибрежных районов Азовского моря для проведения артиллерийских и зенитно-ракетных стрельб. Поскольку закрытые ВСУ районы располагались исключительно вдоль украинского же побережья, на действия российской стороны этот украинский ход не повлиял никак. Зато он окончательно испортил жизнь украинским рыбакам, которые теперь лишились возможности поймать хоть что-то даже у своих берегов.

В то же время российские рыбаки, опекаемые нашими морскими пограничниками, осуществляли лов рыбы в Азовском море совершенно спокойно. Порой это вызывало по ту сторону границы нечто среднее между змеиным шипением и плачем Ярославны. Процитируем уже упоминавшегося Клименко:

«Пока украинская сторона боится пошевелиться, россиянам можно и рыбку половить в Азове, преспокойненько, демонстративно, целых трое суток, под защитой тех самых катеров береговой охраны ФСБ, что задерживают судна!»

«Есть только дуля!..»

Чем упорнее российские пограничники работали в Керченском проливе и Азовском море, тем больше «Ярославн» появлялось на Украине. Вот самые характерные примеры.

Представитель главного управления разведки министерства обороны Украины Вадим Скибицкий:

«Очень активные действия начались в мае 2018 года. На сегодня, по данным военной разведки, около 40 катеров, боевых катеров применяет РФ в акватории Азовского моря. Они зашли. Их раньше в таком количестве не было. Это и катера ФСБ, и военные катера. Даже два малых ракетных корабля перебрасывались из Каспия в Азовское море, это была демонстрация усиления… Они очень активно начали контролировать все, что происходит в Азовском море, и всю прибрежную зону в Азовском море… Количество судов, подлежащих осмотру со стороны РФ, увеличивается».

Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян:

«Мы фиксируем с апреля этого года регулярные досмотры с целью остановки всех судов, идущих в направлении Мариупольского и Бердянского морпортов. Мы понимаем, что РФ делает это нарочно, чтобы заставить судовладельцев менять маршруты. Украина должна принять зеркальные меры!»

Наиболее резко высказался Олег Жданов — полковник запаса ВСУ, бывший сотрудник оперативного управления генштаба Украины:

«Сегодня мы фактически потеряли Азовское море. Оно блокировано, превращено фактически во внутренний водоем. Де-факто оно под контролем Российской Федерации. Даже иностранные корабли задерживаются, чтобы создать максимальные трудности в судоходстве».

Разумеется, высказывались и разнообразные советы — порой весьма экзотические, — как Украине переломить ситуацию на Азовском море в свою пользу.

Основатель Ukrainian Institute for the Future Юрий Романенко, например, предложил следующее:

«Еще в октябре 2017 года в Мариуполе я двинул мысль, что если Украина хочет спасти Приазовье, то ей придется сделать канал [отрезающий Крым от материка], чтобы без проблем водить корабли в приазовские порты без давления со стороны России».

А вот что заявил бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал запаса Игорь Кабаненко:

«Следует готовиться к различным негативным сценариям вплоть до блокады прохода судов через Керченский пролив в Мариуполь и Бердянск. Военные конвои могут и не понадобиться, вместе с тем в определенных условиях это может стать единственным способом обеспечить безопасность морских коммуникаций на стыке двух морей».

Обсуждать затею Романенко смысла нет — Украина не имеет сейчас ни финансов, ни компетенций для реализации столь амбициозного проекта, как постройка канала «в обход» Крыма. Что же до украинских идей о возможности силового решения Азовского кризиса…

Следует понимать, что общее соотношение сил и средств в акватории Азовского моря, не говоря уж о подступах к Керченскому проливу, складывается абсолютно не в пользу Киева. Изменить этот status quo Украина не в силах. Столь же не в силах она побудить своих западных союзников к участию в некой совместной силовой операции по обеспечению свободы украинского судоходства на Азовском море.

Идея Кабаненко обеспечить сопровождение в Азовском море важных для Украины судов вымпелами ВМСУ или Морской охраны Государственной пограничной службы Украины тоже «пахнет керосином». Кабаненко основывает свою идею на предположении, что российские силовики не решатся останавливать идущие по Азовскому морю конвои, опасаясь возможного боестолкновения с вооруженными ммм… плавсредствами Украины.

Но, во-первых, кто сказал, что они испугаются? Опыт известных крымских событий и последующей успешной охраны кораблями Черноморского флота т.н. «вышек Бойко» свидетельствует в пользу прямо обратного.

Во-вторых, дело, скорее всего, закончится тем, что российские силовики просто заблокируют движение описанного Кабаненко конвоя где-нибудь посреди Азовского моря, вынудив и «купцов», и украинских военных моряков возвращаться назад не солоно хлебавши.

В-третьих, а есть ли у Украины плавединицы, способные осуществлять длительное конвоирование судов от Мариуполя до Керченского пролива и обратно?

Предоставим возможность ответить на этот вопрос самим украинцам.

Пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян:

«Российские войска демонстрируют силу в Азовском море, и Украина готова ответить на эти неадекватные действия. Но если иметь в виду силовой формат ответа, то у нас ограничены ресурсы».

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука:

«У нашей армии на [Азовском] море есть только дуля, и вы прекрасно это знаете. Мы не можем противостоять российскому военному флоту».

Уже известный нам Олег Жданов:

«У нас нет сил и средств противостоять. Мы не можем создать конвой из наших военных кораблей и провести торговые суда через Керченский пролив, тем самым обеспечив судоходство и жизнедеятельность Мариуполя».

Спусковой крючок

От безысходности на Украине стали поговаривать о необходимости привлечения к сопровождению «купцов» в Азовском море миротворческого контингента ООН. Ну, или, хотя бы, о подъеме на тех же «купцах» флага ООН. Показательно, как эти инициативы прокомментировали в Интернете сами же украинцы: «Звучит, конечно, глупо. Но надо же что-то предлагать!..»

Разумеется, еще оставалась подача исков против России в разнообразные международные инстанции и предложения ввести санкции против черноморских портов РФ. Однако даже завзятым киевским оптимистам было понятно, что таким образом заставить Россию прекратить прессинг украинского судоходства на Азовском море не представляется возможным.

Тем более что Госпогранслужба Украины напомнила — Россия не задерживала украинские суда в Азовском море, а лишь остановила их для досмотра. Причем РФ имела на это полное право согласно ратифицированному в 2004 году договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива!..

Собственно, Госпогранслужба Украины по этому договору тоже имеет право досматривать российские суда в Азовском море, но… не имеет для этого соответствующих сил и средств.

Следующий шаг украинской стороны был вполне ожидаем и предсказуем. Группа депутатов от партии «Самопомощь» зарегистрировала в Верховной раде законопроект о денонсации договора между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Судя по всему, в «Самопомощи» не понимают то, что хорошо понимают в правительстве Украины. Отказ Украины соблюдать положения договора 2004 года де-юре уничтожит закрепленные в этом договоре за Россией и Украиной равные права на пользование Азово-Керченской акваторией.

Де-факто эти права, конечно, уже были серьезно «откорректированы» в ходе воссоединения Крыма с Россией. Но в случае денонсации Киевом договора 2004 года Украина потеряет последние юридические основания настаивать на равных с Россией условиях использования Азово-Керченской акватории. Иными словами, на этой акватории будет действовать преимущественно «право силы». Ну, а кто в регионе самый сильный, это мы уже знаем.

Крайне любопытно то, что в поисках выхода из Азовского кризиса Киев ни разу всерьез не вспомнил про самый простейший вариант — взять и отпустить российский сейнер «Норд» и его команду.

Само собой, в немалой степени ужесточение Россией режима досмотра иностранных судов в Азово-Керченской акватории было вызвано вводом в строй первой линии Крымского моста. Странно было бы ожидать от Москвы, что та не озаботится вопросами охраны имеющего стратегическое значение сооружения после украинских мрий о его уничтожении. Но все же событием, по-настоящему послужившим «спусковым крючком» Азовского кризиса, стал захват 24 марта 2018 года украинскими пограничниками в зоне совместного рыболовства Азовского моря вышедшего из Керчи сейнера «Норд».

Команде сейнера была инкриминирована статья 204 ч. 2 кодекса об административных правонарушениях Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее»). Потенциальное наказание — штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток.

В довесок к этому, капитану сейнера Владимиру Горбенко инкриминировали еще и статью 332-1 УК Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства»). Наказание — ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией транспортных средств.

Дополнительно команде сейнера было объявлено, что имеющиеся у рыбаков российские паспорта и иные документы РФ, на основе недавно принятого на Украине закона о временно оккупированных территориях, считаются недействительными.

Стоит добавить, что захват «Норда» и последующее конвоирование его в Бердянск осуществил украинский пограничный корабль «Оникс» (бывшая турецкая шхуна «Баба Хасан»). Командир «Оникса» Максим Бенедисюк по возвращении в порт не удержался от хвастливого заявления:

«Конечно, это задело их [российских пограничников] профессиональное чувство. Они имеют столько кораблей и скоростных катеров в Азовском море, а «Норд» задерживает какая-то турецкая шхуна. Мы их сделали. И не раз еще сделаем!»

Сеанс продолжается

До сих пор неизвестно, был ли осуществлен захват «Норда» по указке из Киева или же это был личный неумный перформанс пана Бенедисюка. Но именно вышеописанный акт откровенного государственного пиратства вкупе со стремлением украинских властей насильно удержать у себя «Норд» и его команду и спровоцировал ответные жесткие действия Москвы в Азово-Керченской акватории.

Потери «незалежной» от разразившегося Азовского кризиса просто несопоставимы со стоимостью маленького сейнера и протухшего в его трюмах улова. Так почему же Украина до сих пор не вернула «Норд» и его команду?

Ответ на этот вопрос можно отыскать в украинской прессе, которая прямо пишет: освобождение «Норда» и его команды создаст прецедент официального признания Украиной Крыма российской территорией. Вот почему Киев готов пожертвовать и своими рыбаками, и Азовским морем, и даже всем Мариуполем, лишь бы удержать у себя «Норд» и российских рыбаков.

Словом, это не Россия захватывает Азовское море, а Киев его теряет, упрямо отказываясь признавать возвращение Крыма в родную гавань, — такова цена захвата маленького «Норда». Ну, а раз так, значит Москва будет продолжать сеанс неспешного, но вполне эффективного «лечения» своих украинских партнеров от внешнеполитических заблуждений. Тем более что этот процесс никоим образом не противоречит договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Автор: Андрей Союстов

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх