На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Борис Данилин
    ... интересная мадам.Бывшего первого з...
  • Патриот Сусанин
    Анжела, а если её СРОЧНО НЕ УБРАТЬ и не отрегулировать дозы корма на ПОЛЕЗНЫЙ режим, то Кормушка съест её владельца!!...В МВД взялись за ...
  • Владимир Уфимцев
    Что болтать то? Давайте голосовать... пока гарант опять не побожился на ельцынской конституции. Просто потом все зати...О коррупции, сове...

F-35B: новый вклад в теорию блицкрига

Начну статью с несколько провокационного заявления: мне этот американский самолет нравится. Речь идет о модификации F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - STOLV, которая поставляется в Корпус морской пехоты США. В его основу положена весьма остроумная идея, которая, на мой взгляд, делает именно эту машину из всей линейки новейших американских самолетов пятого поколения, наиболее опасной, если с ней придется встретиться в условиях реальной войны.



F-35B в полете

В различных публикациях можно встретить разные мнения о ней, от восторженных до ругательных. В русскоязычных публикациях преобладает, насколько можно судить, скепсис по поводу качеств этого самолета. Мол, слишком дорогой (эта модификация стоит 108,1 млн. долларов в серийном производстве), недостаточно надежный, проиграл условный бой F-16, уступает Су-35С (это, кстати, мнение американского журнала National Interest) и так далее. Думаю, что значительная часть подобных скептических публикаций вызывается стремлением приободрить отечественных авиастроителей, в духе того, что даже если они делают мало самолетов, зато сами самолеты очень хорошие. Однако, никакой "ура-патриотизм" не должен быть помехой тому, чтобы рассмотреть самолет потенциального противника по существу и попробовать оценить его боевые возможности и его возможное место на войне.

Взлет и посадка

На мой взгляд, главное свойство F-35B, от которого и зависит применение этого самолета в боевых действиях, состоит именно в укороченном разбеге и вертикальной посадке. Эта модификация самолета прошла морские испытания еще в 2011 году, когда опытные машины выполнили серию из 72 взлетов и посадок на палубу универсального десантного корабля USS Wasp, прошедшие успешно. В будущем самолеты составят основу авиагруппы УДК типа "America". Не так давно появлялись публикации видеозаписей взлетов и посадок F-35B на USS America.
Остроумная идея, использованная американцами, конечно, советского происхождения и восходит к проекту ОКБ Яковлева Як-141, предназначавшегося для авиагрупп тяжелых авианесущих крейсеров.

F-35B: новый вклад в теорию блицкрига

Як-141

Компания Lockheed Martin официально признала происхождение концепта от советского прототипа. Но все же, американцы внесли в конструкцию существенные изменения. Як-141 имел три двигателя: подъемно-маршевый Р79В-300 и два подъемных двигателя РД-41, установленных за кабиной пилота под углом в 10 градусов к вертикальной оси. От подъемно-маршевого двигателя были проложены каналы подачи воздуха к подъемных двигателям, переднему струйному рулю и двум струйным рулям в законцовках крыльев. Подъемно-маршевый двигатель также имел отклоняющееся вниз на 95 градусов сопло. Кроме струйных рулей, подъемные двигатели также имели отклонение вектора тяги, что позволяло управлять горизонтальной скоростью при взлете и посадке. Управление тангажом обеспечивалось разнотягом подъемно-маршевого и подъемных двигателей.
Американцы не стали эту схему копировать и сделали по-своему. У них только один подъемно-маршевый двигатель. Он работает на вертикальный взлет и посадку сразу тремя способами. Во-первых, сопло двигателя поворачивается вниз на 95 градусов. Во-вторых, за кабиной пилота установлен подъемный вентилятор, соединенный жесткой передачей с основных двигателем. В-третьих, воздух от основного двигателя также подается в два струйных руля, размещенных в консолях крыльев. Подъемную силу создает основной двигатель и подъемный вентилятор. Управление горизонтальной скоростью, очевидно, осуществляется путем изменения угла отклонения сопла основного двигателя, а управление тангажом - разнотягом двигателя и подъемного вентилятора. Вся эта система контролируется и управляется бортовым компьютером.


Схема системы вертикального взлета и посадки на F-35B


F-35B взлетает с укороченным разбегом. Хорошо видна поднятая верхняя створка подъемного вентилятора

Так что не нужно F-35B считать полным копированием Як-141, американцы добавили в его конструкцию и своего остроумия. Но в целом, концепт одинаков. Обе машины имеют возможность вертикального взлета и посадки, возможность взлета и посадки обычным способом, а также возможность взлета с коротким (120 метров для Як-141 и 130 метров для F-35B) и сверхкоротким разбегом.

Элемент блицкрига

Хотя по замыслу создателей F-35B предназначался для Корпуса морской пехоты США и комплектования авиакрыльев универсальных десантных кораблей, тем не менее, на мой взгляд, сфера его возможного применения гораздо шире, и самолет может с успехом выступать в авиационной поддержке наземных операций.
В этом тезисе нет ничего нового только на первый взгляд. В целом ряде крупных операций, проведенных США вместе с союзниками, авиация очень широко использовалась в поддержке наземных операций. Но есть один момент, который привлекает внимание. Использовалась либо авиация морского базирования, либо самолеты базировались на американских авиабазах, созданных задолго до этих военных операций. Во время войны в Ираке в 2003 году захваченный аэропорт Багдада использовался только для военно-транспортных операций. Исключение составляет, пожалуй, только операция в Афганистане, в которой на первых порах использовалась палубная авиация, а потом американские войска разместили свою авиацию на бывших советских авиабазах: Баграм, Кандагар и Шинданд. То есть, в прошедших военных операциях особых проблем с базированием, в сущности, не возникало.
Если же мы рассмотрим вероятную войну США и НАТО против России или против Китая, то эта проблема возникает. Эти страны значительно больше по площади и протяженности, чем все страны, в которых до этого американцы вели войны, и возникает задача авиационной поддержки наземных войск, ведущих бои за пределами радиуса действия палубной и даже сухопутной авиации. Я сейчас не стану излагать вероятных сценариев этой возможной войны, поскольку они достаточно подробно изложены в моей книге "Россия против НАТО: анализ вероятной войны".
Эту проблему: где базировать авиацию, поддерживающую наземные войска, конечно, можно решить захватом подходящих аэродромов и аэропортов. Однако, в оперативно-тактическом смысле этот способ имеет тот недостаток, что он делает действия американских войск весьма хорошо предсказуемыми. То, что американцы будут в первую очередь стремиться овладеть аэродромами, от чего в решающей степени будет зависеть и авиационная поддержка, и снабжение войск, позволяет заблаговременно подготовить и успешно осуществить контрудары, да и вообще всячески им осложнить выполнение этой задачи.
В плане авиационной поддержки большое удаление аэродромов от района боевых действий (на 600-800 км и больше) также имеет значение. Самолету потребуется более часа, чтобы появиться над районом боевых действий и отработать по целям по запросу с земли. Если же самолеты будут базироваться вблизи района боевых действий, скажем на расстоянии до 100 км, то самолету потребуется всего 7-10 минут или даже меньше, чтобы приступить к ударам по целям в интересах наземных войск. Разница ощутима. Интенсивность боевых действий резко возрастает, и при столь интенсивном применении авиации наземные войска могут быстро брать даже хорошо укрепленные позиции и разбить крупные группировки войск. Это один из элементов хорошо известного по Второй мировой войне блицкрига: Люфтваффе старалось базировать свои самолеты на расстоянии 50-60 км от наступающих танковых групп, и быстро перемещало свои самолеты на захваченные аэродромы и любые подходящие площадки вслед за наступающими танками.
Именно в такой ситуации и проявляется ценность особенности F-35B. Ему не требуются аэродромы. Для взлета и посадки сгодится любой участок автодороги, участок достаточно широкой улицы, или же просто подходящая асфальтированная или бетонированная площадка, например, площадь или большая автостоянка.


Исключительно для сравнения и иллюстративности: чтобы взлететь с коротким разбегом, F-35B вполне хватит Красной площади

Не надо здесь говорить, что "наши самолеты тоже могут взлетать с автодорог". У Су-35С разбег с форсажем составляет 450 метров. Согласитесь, что подобрать прямой участок дороги или улицы длиной около 150 метров гораздо проще, чем длиной около 500 метров. Столь короткий разбег у F-35B (позволяющий взлетать с полной заправкой топлива и полным боекомплектом) - это преимущество и его нужно оценить по-достоинству, а не прикрываться шапкозакидательскими заявлениями.

Быстрые, многочисленные авиаудары

Как это может быть организовано? На мой взгляд, в виде подвижной взлетно-посадочной площадки: топливозаправщики, грузовики с боеприпасами, команда техников с оборудованием для минимального техобслуживания, а также достаточные для прикрытия площадки силы морской пехоты с легкой бронетехникой и, возможно, 2-3 ударными вертолетами. Такая площадка, в зависимости от размеров и потребности, довольно легко может обслуживать 2-3 самолета.
Они выдвигаются на заранее подобранную, уже захваченную и очищенную от противника площадку, которая может находиться в 40-60 км от наземных сил. F-35B, по исчерпании боекомплекта и топлива, не идут обратно на свою авиабазу, а подсаживаются на эти площадки, дозаправляются, пополняют боекомплект и снова поднимаются в воздух. После нескольких таких посадок, смотря по обстановке, самолеты возвращаются на свою авиабазу.
Таким способом могут действовать не все самолеты, а специально выделенная авиагруппа в составе, к примеру, 10-15 самолетов. Они подвергаются серьезному риску быть сбитыми при взлете или посадке, или быть атакованными во время нахождения на земле. Но риск, на мой взгляд, серьезно окупается вот чем. Во-первых, самолеты могут оказать помощь наземным войскам в считанные минуты после поступления запроса на поражение наземной цели. Это, на мой взгляд, особенно важно в городских боях, особенно при штурме крупных городов. Здесь надо помнить, что в комплект вооружения F-35B входят также управляемые авиабомбы и высокоточные ракеты, способные крушить даже хорошо защищенные бункеры. Во-вторых, F-35B - это полноценный истребитель-бомбардировщик, который может работать не только по наземным, но и по воздушным целям, то есть он может выполнять задачи по захвату господства в воздухе в локальном районе.


Вооружение F-35B. Как видим, набор весьма широкий и предназначенный для выполнения различных задач

Кстати, не факт, что F-35B везде и всюду будет встречать только новейшие самолеты; скорее всего, его типовым противником будет Су-25 и МиГ-29. В этом отношении истребитель-бомбардировщик значительно лучше, чем ударный вертолет. В-третьих, временную посадочную площадку легко и быстро можно сменить, что может делаться как для маневра, так и для затруднения ее обнаружения.
Главное, что достигается таким образом - это быстрота и многочисленность авиаударов, что быстро сломит даже сильного противника. И это серьезная опасность, которой, на мой взгляд, нельзя пренебрегать.
Сейчас у США на вооружении 60 машин этого типа и еще 15 у Великобритании. Такую модификацию решила закупать также Япония, заменив на нее часть запланированных к покупке F-35A (для оснащения вертолетоносцев типа Izumo). Этого количества, без учета дальнейших поставок, уже вполне достаточно для использования их в качестве элемента блицкрига.
Автор:
Дмитрий Верхотуров

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх