На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 096 подписчиков

Свежие комментарии

  • Мария
    Омерзительный пидор! Отвратительнее только Галкин! Как же они похожи! Не только женитьбой на бабушках, но и продажнос...Блеф сменил на на...
  • САША ЛЕПАЕВ
    похож на петуха бегает за курицами.. так думает не догоню хоть согреюсь.не получится хоть вид покажу какой умный...де...Блеф сменил на на...
  • Мария
    А зачем хранить золотовалютные резервы за границей? Запад свои хранит у нас?МИД РФ о призывах...

Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз (часть 3)

В прошлый раз мы познакомились с английскими доспехами участников войны Роз, импортировавшимися из Фландрии и Италии, указав при этом, что ничуть не меньшей, если даже не большей популярностью в это время пользовались итальянские и, в частности, миланские доспехи. Это было примерно то же самое, чем в наши дни является владение автомобилем престижной марки: едешь в «копейке» и цена тебе – «копейка». Сидишь за рулем «бентли», «ягуара» или, не приведи бог, настоящего «Сильер шэдоу» – все сразу тебя уважают. Люди того времени оценивали других соответственно.



На Босвортском поле можно увидеть множество таких и подобных ему монументов, отмечающих, кто где стоял в том решающем сражении, во второй раз изменившем судьбу Англии.

В этом материале мы рассмотрим другую реконструкцию доспехов войны Роз, сделанную на основе дошедшего до наших дней комплекта миланских доспехов, который экспонируется в Скотт Коллекшн в Глазго. К ним в музее приспособлен шлем «барбют», однако художник Грэхем Тёрнер посчитал, что его следует заменить на «арме». Судя по всему, это доспехи приблизительно 1450 года, но могли использоваться и значительно позднее.


Рыцари и рыцарство эпохи войны Роз (часть 3)

«Рыцарь из Глазго» - реконструкция Грэхема Тёрнера.

Эти латы также имеют по две пластины, на груди и на спине соединенные кожаным ремнем. Нагрудная и спинная пластины, кроме того, соединены шарниром на левом боку у рыцаря, а на правом – стянуты ремешками, то есть доспех устроен «хитро», поскольку кожаные детали находятся в наиболее защищенном от атак противника месте. То есть опять-таки мы видим, что кираса имеет, во-первых, в ряде мест двойной слой металла, а во-вторых, необходимую степень подвижности. Ниже на нем находится кольчужная «юбка», которая не стесняет движений, но защищает гениталии и «юбка» из кованых металлических полос, устроенных по типу складного туристического стаканчика. То есть когда рыцарь садился на коня, полосы юбки входили одна в другую и поднимались, не мешая ему сидеть в седле. Для пешего боя обе юбки можно было заменить панталонами из кольчуги, надетыми под шоссы, или обтягивающие ноги штаны-чулки.


«Рыцарь из Глазго» - оригинал.


«Гривс» с петлями крепления.

Итальянские доспехи легко отличить от всех прочих по ряду признаков. Это и их очевидная «пухлость», и наличие кольчужных «сабатонов», распространенных в Италии. Возникает вопрос, а как же обувь? А ее не было, то есть не было в нашем понимании. Для рыцаря сабатоны из кольчуги на кожаном подбое или целиком кольчужные как раз и были самой лучшей обувью.


Джон Кресси, Ричард Бошам, граф Уорик, Уильям Филипп, лорд Бальдорф – в доспехах эпохи войны Роз. Рис. Грэхема Тёрнера

Рассмотрим теперь рисунок Грэхема Тёрнера, изображающий «рыцаря из Глазго» в итальянских латах примерно 1450 года поподробнее.
1. Шлем-«арме» в разобранном виде. Купол шлема имел подбой из кожи, а сам шлем был устроен так, что мог легко разбираться на части, что позволяло легко заменять или чинить поврежденные в бою детали.
2. Забрало также можно было легко снять. Для этого нужно было извлечь запирающие шпильки по бокам.
3. Подбородник-бевор можно было надевать поверх забрала, а удерживался он на месте при помощи ремешка, застегивавшегося на затылке. То есть «разнесенная броня» - это отнюдь не прерогатива наших современных танков и появилась она задолго до ХХ века!
4. И пластины наплечника «полдрона», и пластины латных оплечий – все эти детали имели выступающие ребра, отводившие в стороны наконечник копья или меча. Соединялись пластины при помощи заклепок и на ремнях.
5. Особенностью итальянских, миланских, доспехов был левый наплечник значительно большего размера, чем правый. Ну, и если посмотреть на миланские латы со спины, то многие наплечники сделаны заходящими друг на друга.
6. Как видите, доспех для руки был очень хорошо продуман. Все его металлические полосы держались на кожаных ремешках и на заклепках таким образом, что заходили одна на другую, нигде не открывая тела.
7. Большая гарда «ванбраса», или защиты руки - типично итальянской формы, судя по размеру. А фиксировалась она на левом налокотнике очень просто: на нем было отверстие под шпильку. В шпильке было отверстие для штифта-фиксатора на цепочке.
8. Латные рукавицы на самом деле были просто кожаными перчатками, с нашитыми на нее металлическими пластинками. Причем на каждый отдельный палец пришивалась дополнительная полоска кожи, и уже на нее на заклепках крепились перекрывавшие друг друга стальные пластинки, или чешуйки. Левая латная рукавица часто отличалась от правой тем, что имела одну крупную пластину, закрывающую все пальцы, тогда как правая, поскольку ей нужна была большая подвижность для удержания оружия, имела несколько пластин.
9. «Кюис», или набедренник, опять же вверху был обшит кожей с отверстиями, через который пропускались самые настоящие «шнурки для ботинок» для того, чтобы привязывать их к отверстиям на подоле дублета – кафтана-«подлатника». Наколенник по итальянской моде имел большие боковые крылышки. «Грив» - или поножа, или наголенник, - представлял собой две детали на двух петлях, затягивавшихся на ноге ремешками с пряжками на внутренней стороне голени.
10. С итальянскими же доспехами было модно носить итальянский «салад».
11. Итальянцы всегда были большими модниками, носили поверх доспехов из кольчуги накладные пластины из тисненой кожи, нередко золоченые, и очень часто обтягивали шлемы тканью, вот как этот «салад», обтянутый бархатом и украшенный фигурками из позолоченной меди (ок. 1480 г.). На более дешевые шлемы шел вельвет.


Посетители сайта ВО неоднократно задавали вопросы о том, какое рыцари носили «нижнее белье». И не просто белье. Тут особых изысков никто не придумал, а защитное, такое, с помощью которого можно защитить свои гениталии. И надо сказать, что в коллекции Метрополитен музея в Нью-Йорке именно этих «доспехов» оказалось достаточно много. Вот, например, кольчужные трусы, правда, XVI века из Германии. Вес 538.6 г.


Вот эти еще тяжелее: вес 1.16 кг.

Важен вопрос: а как много одетых в металлические доспехи солдат было в распоряжении командиров эпохи войны Алой и Белой Розы? В «Черной книге» короля Эдуарда IV есть данные о том, сколько в его время у нобилитета Британии имелось сквайров, которых в случае надобности они могли «призвать под ружье». Король – 600, герцог – 240, маркиз – 200, граф – 140, виконт – 80, барон – 40 и простой рыцарь – 16 человек. И как раз именно во время войны Роз численность всех мобилизованных войск во время коротких кампаний достигала 50000 человек. Но, разумеется, в полных доспехах щеголял не каждый. Например, во многих замках гарнизоны комплектовались по принципу три лучника на одного «жандарма».


Кольчуга продолжала использоваться и для защиты шеи и нижней части лица. Германия, XV в. вес 1275.73 г.

Вербовку войск осуществляли «капитаны», набиравшие солдат по договору. Договор назывался «индентура» (или нечто зазубренное). Почему так? А дело в том, что полностью составленный договор с оговоренным количеством участников и суммой оплаты разрезался зигзагообразно или по волнистой линии и одна часть оставалась у капитана, а другая отсылалась королевскому казначею для оплаты. В случае каких-либо споров достаточно было сложить эти бумаги по линии разреза…


Важной частью доспехов войны Роз была кираса. Чаще всего устроена она была таким образом, как показано на этом рисунке. «Юбка» при посадке в седло складывалась.


Устройство «набрюшника (нижней части кирасы) и «юбки».

Договоры заключались самые различные. Например, в индентуре от 20 сентября 1468 года, заключенной между лордом Скэйлсом и сквайром Джоном Норбери, говорилось об одном жандарме и 118 лучниках, нанятых сроком на 91 день. При короле Эдуарде VI рыцарь, нанятый в такой отряд, получал два шиллинга в день, сквайр – один, а лучники и того меньше.

Большие отряды «призывников», то есть призванным на службу ополченцам из крестьян и горожан, по документам 1468 года, представляли собой «роты» по 1000 человек в каждой, затем в свою очередь они делились на отряды по 100 и 20 человек. Проблема была лишь с тем, что иногда в ополчение одних и тех же людей призывали и Йорки, и Ланкастеры. За неповиновение грозили смертью и… случалось и так, что ополченцы шли служить не своему непосредственному сюзерену, который был, например, далеко. А тому, который был… поближе!

[center]

Еще одна работа Грэхема Тёрнера, изображающая рыцарей эпохи войны Роз. Как видите, их белые доспехи были еще очень просты и функциональны.

Насколько совершенным и многочисленным было оружие того времени? Об этом может свидетельствовать такой документ, как опись вооружения замка Кэйстер от 1461 г., в которой сообщается, что в замке было четыре казнозарядных пушки с восемью запасными каморами, две пушки стреляли 7-дюймовыми (178 мм) каменными ядрами, а две - 5-дюймовыми (127 мм). Была одна серпантина с тремя каморами калибра 10 дюймов (254 мм) и одна калибра 7 дюймов (178 мм). Обе стрелявшие каменными ядрами. Три орудия имели калибр 12 дюймов (305 мм) и еще две короткие корабельные пушки с шестью каморами. Две малые серпантины и четыре пушки предназначались для стрельбы свинцовыми пулями. Причем весь этот арсенал был обеспечен запасом пороха и снарядов. Кроме того, в списке значилось семь единиц ручного огнестрельного оружия, а еще 24 щита из вяза, два - из пластинок китового уса, восемь комплектов «белых» лат устаревшего образца, десять пар поношенных доспехов для торса, 14 поношенных «жаков», то есть доспехов из ткани с нашитыми на нее роговыми пластинками, десять шлемов-бацинет, 24 салада, шесть латных воротников, 16 свинцовых молотов и девять чеканов. Кроме того, в списке значились оцинкованные каски, четыре больших арбалета из стали, два – с луками из китового уса, два – с луками из тиса, два «гобержона» (короткий кольчужный доспех) и даже бочка для их хранения. Причем, все это – арсенал всего лишь одного единственного замка, причем далеко не самого важного и крупного!


Кольчужный воротник конца XV в. Общая длина 73.7 см. Вес 0.85 кг. (Коллекция Уоллеса, Англия)

Кстати говоря, следует обратить внимание на большой запас сменных камор к орудиям, что позволяло поддерживать высокий темп огня, поскольку для заряжания орудия достаточно было извлечь сменную камору и тут же вставить новую. Стволы для охлаждения все время поливались водой, а так как камор было много, они успевали остыть после выстрела.

Продолжение следует…
Автор: В.О.Шпаковский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх