На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Абрамова
    всех разберут в москве? нашлись им хозяева? и почему только в Москву, по всем городам пусть везут, раз Астрахань масс...Москвичам готовят...
  • Олег Самойлов
    А что, у  Ирины Некрасовой мозги есть? И она хочет сказать, что головой думать пытается? Мне кажется, что думает она ...Учителя массово б...
  • Олег Самойлов
    Ты ж не на партсобрании! Вопрос поставлен КОНКРЕТНО: КТО ОТМЕНИЛ второгодников? А ты вместо ответа переводишь разгово...Учителя массово б...

Як-130. Вроде учебный, но если что — мелкий и вредный



Наблюдая эту машину в работе, просто захотел поделиться некоторыми мыслями, прилетевшими в голову от увиденного.




Як-130 мы наблюдали не как учебно-боевой истребитель, а как его вторую ипостась — легкий штурмовик. И в этом будет основной посыл рассказа.

Думаю, не стоит приводить здесь ТТХ и ЛТХ, за исключением того, что действительно «в теме».

В теме у нас возможное применение Як-130 как легкого штурмовика. Нам его показали именно в этом варианте, и, надо сказать, боевое применение этой машины произвело определенные впечатления.

Главное — из всех трех заходов мы не успели заснять ни одного.

Да, нам помогали, предупреждая, что «сейчас он на подходе». Толку — ноль.

Во-первых, он мелкий. Разглядеть его, особенно в пятнистом камуфляже на фоне зеленей — проблема. А высотой полета на боевом применении пилоты 130-го нас не баловали. Вынырнул из-за леса, бабахнул, развернулся, и все. Пропал.

Во-вторых, самолетик на удивление тихий. Навестись по звуку тоже сложно. Его на аэродроме на второй день случайно поймали в кадр. На взлете, потому что видели, как заруливает. На посадке — бесполезно, просто не слышно.

В общем, два таких плюса уже есть. Кто-то скажет, что радару все равно. Увидит. Это если не наблюдать, с каких высот он может отрабатывать. Можно и не увидеть.



По вооружению.

Учитывая, что весит он всего 7 тонн, а нацепить на него можно 3 тонны различного вооружения, расклад серьезный.

Су-25, как штурмовик, конечно, более круто выглядит. Но он и потяжелее (14,5 тонн), и берет побольше всего для воспитания противника. Но максимальная боевая нагрузка у 25-го 4 400 кг, что побольше, но не так уж и сильно.

На 130-й можно навешать тоже неслабо. И ассортимент приличный.

— ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;
— высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;
— авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
— неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;
— подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л, вешается под пузо.

И у Як-130 есть второй член экипажа, который вполне может заниматься наведением высокоточного вооружения, не отвлекаясь на пилотирование. Это по сравнению с Су-25 тоже плюс.

Радиус действия 680 км, что тоже вполне неплохо. Почти как у Су-25.

Як-130 позволяет такую вещь, как автономное базирование на минимально подготовленных аэродромах 3-го класса, в том числе грунтовых.

Придумали и реализовали защитные створки воздухозаборников, которые закрываются при движении по земле и предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки на таких аэродромах.

Есть интересная вещь, ТА-14-130, вспомогательная силовая установка, которая обеспечивает автономную эксплуатацию самолета, запуск двигателя как на аэродроме, так «в случае чего» и в воздухе.

Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля уменьшают зависимость от наземного оборудования.

Что на выходе? На выходе этакий мелкий пакостник с довольно увесистой битой в руках. Самолет, способный сесть почти где угодно, затаиться, подождать прибытия заправщика и машины с вооружением, и внезапно нанести удар с аэродрома «подскока».

Скажете, это вполне может вертолет? Да, может. Если будет у нас вертолет, который сможет летать со скоростью в 900 км/ч. Вертолет, как ни крути — оружие ближнего боя. А тут несколько иной вариант боевого применения, с большим шансом на выживание.

И еще одна вещь. Конструкция. Его итальянский аналог-собрат, Aermacchi M-346, летает чуть повыше и побыстрее. Но за счет того, что там применили современнейшие композитные материалы, самолет стал «домашним». Модульный ремонт — это не в поле. И не в условиях, приближенных к боевым.

Можно найти изъяны у 130-го, можно. И те, кто хорошо разбирается в авиационной технике, их, конечно, найдут. Наше мнение — это абсолютно непрофессиональное, но на основании увиденного боевого применения этой машины.

Впечатлило. Мелкий такой поганец, способный вынырнуть, ударить и смыться.

По нашему мнению, хорошая машина получилась.
Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх