На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 095 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Абрамова
    часа не проходит, что бы что то мигранты не сделали...слов нет! ВЛАСТИ АУ!!! вон из России -таджики, узбеки. азеры -д...Мигрант изнасилов...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Да , это прямое поражение руководства РФ , поиграли с очередным подсадным , не попытались даже убрать его . А теперь ...Миротворцы уходят...
  • владимир рябченко
    скока шаромыжников???Удар по Чернигову...

Операция «Терновый куст». Покушение, которого не было

Операция «Терновый куст». Покушение, которого не было



Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти (бурение по технологии наклонных скважин, которая была специально предоставлена Кувейту США) из приграничных месторождений Ирака, а также в участии в международном антииракском заговоре.

* * *



17 января 1991 года, в 03:00 по багдадскому времени, в Ираке войска многонациональных сил начали боевую операцию "Буря в пустыне" .

* * *




Президент Ирака Саддам Хусейн выступил с заявлением по поводу начала боевых действий, которое было зачитано по иракскому радио. Он объявил иракскому народу, что началась "фатальная великая битва". "Священной задачей вооруженных сил Ирака, сказал Хусейн, является освобождение Палестины, Голанских высот и Ливана. Иракская армия преподаст "незабываемый урок" американскому президенту Бушу, который совершил преступление, напав на Ирак. Свою речь президент завершил возгласами: "Аллах велик!" и "Победа близка!"

* * *


Поздно вечером 17 января Ирак начал обстреливать не принимавший участия в операции МНС Израиль баллистическими ракетами Р-17 советского производства (по американской классификации — SS-1c, Scud B).



Сделано это было для того, чтобы спровоцировать Израиль на ответную бомбардировку, и тем развалить коалицию братьев-арабов, пришедших выкуривать его гвардейцев из Кувейта.

* * *


Перед еврейским государством ребром встал вопрос: что делать? В сущности, выбор был невелик: или проявить сдержанность, чтобы не разваливать созданную американцами антииракскую коалицию, или нанести ответный удар, чтобы продемонстрировать всему миру и прежде всего арабам, что Израиль не станет подставлять правую щеку, если его ударили по левой.



Занимавший тогда пост премьер-министра Ицхак Шамир был сторонником политики сдержанности, тем более что иракские удары практически не сопровождались человеческими жертвами, а американцы обещали щедро расплатиться с Израилем за «хорошее поведение».

Однако члены правительства Шамира считали иначе: почти все они настаивали на немедленном ответном ударе по Ираку. На решающем заседании по этому вопросу Шамиру стало ясно, что он с его мнением останется в меньшинстве, и…

И тогда старый, прожженный политический лис Ицхак Шамир пошел на дешевый трюк, позволивший ему избежать голосования о нанесении удара возмездия: в самый разгар заседания правительства его вызвали «в связи со срочным звонком президента США Джорджа Буша».

Шамир вышел из зала заседаний, направился в свой кабинет и заперся там со своим помощником Даном Меридором
и заместителем начальника Генштаба Эхудом Бараком.


Все трое были уверены в том, что Израилю бомбить Ирак сейчас не стоит, а лучше провести какую-то эффектную операцию, которая обойдется без жертв среди мирного населения.

…Спустя два часа премьер-министр Ицхак Шамир вернулся на заседание правительства после «разговора с Джорджем Бушем» и сообщил, что нанесение удара по Ираку с воздуха невозможно, так как всё воздушное пространство занято авиацией союзников. Но зато можно попробовать провести наземную операцию, разработку которой он и решил поручить Генштабу и Министерству обороны.

Скажем сразу, что эта операция действительно была разработана, но никогда не воплощена в жизнь израильтянами. Зато ее план понравился англичанам, и они, следуя ему, высадили своих коммандос в западном Ираке для нанесения удара по частям иракской армии…

В ходе того рейда англичане потеряли 25 человек, не добившись особых успехов. Но в Великобритании отнеслись ко всему происшедшему с пониманием — в конце концов, на войне все бывает и незачем искать виновных…

* * *


Как известно, Израиль на иракскую провокацию не поддался, и коалиция довоевала в Кувейте до победного конца, закончив преследование остатков разгромленных саддамовских войск в 240 километрах от Багдада. В общей сложности с 17 по 25 января 1991 года иракская армия успела выпустить по Израилю 39 ракет "Скад" российского производства (самые мощные обстрелы — 17, 19 и 22 января). В результате попадания ракеты 1 человек погиб. Еще 12 граждан Израиля умерли по различным причинам, связанным с этими обстрелами — неправильное пользование противогазом, сердечные приступы и т.д. За медицинской помощью обратились 230 граждан, в большинстве случаев речь шла о легких ранениях, контузиях и нервных срывах. 4095 единиц жилья получили повреждения.

* * *


Прошло полтора года. После выборов Ицхак Рабин
сменил на посту премьер-министра Ицхака Шамира. Вслед за этим, начальником Генерального штаба был назначен его питомец и любимец Эхуд Барак. Оба леваки-социалисты, а Барак ещё и крутой и удачливый спецназовец. Они были одержимы мыслью, что Израиль должен нанести удар возмездия по Ираку, причем таким возмездием должна стать… ликвидация Саддама Хусейна.

Уничтожение Саддама Хусейна, с точки зрения Рабина и Барака, должно было стать местью Израиля за выпущенные по Израилю ракеты, продемонстрировать всему миру, что Израиль может постоять за себя и ответить на любой удар, стать логическим завершением «Войны в Заливе» — в этом случае Израиль реализовал бы ту цель, которую в этой войне поставили, но так и не смогли реализовать американцы. Ну, и главное -- уничтожение Саддама Хусейна должно было изменить все реалии на Среднем Востоке и в итоге изменить мир. По их мнению, у Израиля было полное моральное и юридическое право пойти на этот шаг, так как Саддам Хусейн с его разработками оружия массового поражения открыто угрожал существованию еврейского государства.

Идея вызвала немало споров в высшем военном руководстве. Против были глава военной разведки (АМАН) Ури Саги (справа),
в ведении которого находился Отдел особых операций, а также командир спецназа Генштаба Дорон Авиталь.
Они ссылались на необычную сложность операции, на излишнюю опасность для бойцов спецназа и пр. Аналитики, в свою очередь, утверждали, что удаление такой важной фигуры с политической сцены Ближнего и Среднего Востока чревато невероятными потрясениями для целых стран и народов региона, приводили в пример СССР выпустившего джина из бутылки устранив в 1979-м Хафизуллу Амина

Тем не менее, приказ о подготовке операции «Терновый куст» по уничтожению Саддама Хусейна был отдан, и руководить операцией Барак назначил гнерала Амирама Левина -
бывшего командира спецназа Генштаба обладавшего необходимым опытом проведения акций на незнакомой территории. Он был хорошо знаком с ним по операции «Весна молодости».

В течение нескольких недель и аналитический, и оперативный отделы военной разведки АМАН работали над полученным заданием буквально днем и ночью. Основная его сложность заключалась в том, что провал был недопустим: неудачное покушение повлекло бы за собой непредсказуемые последствия — и следовательно, ликвидировать нужно именно Саддама Хусейна, а не одного из его многочисленных двойников.

Между тем, двойники подменяли Саддама практически на всех публичных мероприятиях, и угадать, когда и где именно появится подлинный Саддам Хусейн, было чрезвычайно трудно. «Ну хорошо, — решили тогда аналитики, — на публичных мероприятиях вместо него появляются двойники. Но к своим многочисленным любовницам он наверняка ходит сам, лично. Как-то не верится, что мусульманин будет делить с кем-то своих женщин. Значит, стоит попробовать организовать покушение на него именно тогда, когда он направляется к любовнице…»

Увы, оперативники развеяли эти иллюзии теоретиков: выяснилось, что и к любовницам вместо Саддама нередко ходят его двойники…

Известно было, что каждый год Саддам приходит к памятнику Неизвестному Солдату в центре Багдада.
Какие фантастические идеи обсуждались в Израиле, можно судить хотя бы по тому, что одним из предложений было заминировать фундамент памятника, подложив туда взрывчатку.

И тут в руки израильских разведчиков попала информация о том, что любимый дядя и тесть Саддама Хусейна Хиралла Тальфах тяжело болен.
Дополнительная проверка показала: болезнь уже вошла в последнюю стадию, и дни Хираллы Тальфаха сочтены.

Ближе и дороже у Саддама Хусейна человека, пожалуй, не было: Саддам родился спустя несколько месяцев после смерти своего отца и, по сути дела, воспитывался в доме дяди. Тот искренне любил племянника, немало для него сделал, а затем и выдал за него свою дочь Саджиду. Саддам очень любил своего дядю, даже назначил его мэром Багдада, а сына Аднана — министром обороны. Значит, не приехать на дядины похороны Хусейн просто не мог.

Ну а где эти похороны состоятся, гадать особо было не надо: разумеется, на кладбище деревни Аль-Аудже, в которой проживает родовой клан Саддама.

В итоге разведка пришла к следующему выводу: в ближайшее время Саддам Хусейн лично может появиться в двух местах. Во-первых, на торжествах в честь восстановления подвесного моста через Евфрат, разрушенного во время американской бомбардировки, — это потрафит его амбициям. А во-вторых, на похоронах своего дяди. В обоих случаях Хусейн будет в светлом костюме, в отличие от своего окружения…

Но совершать покушение лучше во время похорон — жертв будет меньше…

Разведчики продолжали пристально следить за состоянием здоровья престарелого дяди диктатора.

План заключался в том, чтобы на двух вертолетах «Ясур» доставить на территорию Ирака бойцов спецподразделения Генерального штаба Армии обороны Израиля и специальные грузовики, замаскированные под обычные иракские машины. После высадки спецназ должен был разделиться на две группы, которые на грузовиках разъедутся по заданным точкам. Одна, в 12 километрах от Аль-Аудже установит и приготовит к действию ПТРК «Тамуз» («Spike» в модификации NLOS), а вторая, преодолев оставшееся до кладбища расстояние, выйдет непосредственно к месту похорон, идентифицирует Хусейна и передаст информацию ракетчикам. Командир отдаст приказ и в сторону Саддама Хусейна выпустят две управляемые ракеты с осколочно-фугасными БЧ.

Для интересующихся. Только для иллюстрации. Spike NLOS на вооружении сухопутных войск Республики Корея.



После этого бойцы вернутся к вертолётам и улетят в Израиль, а ВВС страны тут же будут приведены в состояние полной боевой готовности на случай отражения возможного иракского удара.

Дело оставалось за «малым»: отработать операцию до малейших деталей…

Для этой операции на полигоне для тренировки сухопутных войск -- «Цеэлим» («Акации») была построена точная — буквально до сантиметра — модель кладбища в Аль-Аудже. Несколько современных фотографий полигона:




Бойцы ездили на «иракских грузовиках», имитировали пуск ракеты сначала на симуляторах фирмы-изготовителя ПТРК «Тамуз» — «Rafael», а после этих тренировок перешли, наконец, к полевым испытаниям. Тренировки следовали одна за другой, причем «сухую» сменяла «мокрая», а «мокрую» — «сухая».

«Сухая» заключалась в том, что на место, где должен находиться Саддам Хусейн со свитой, ставились реальные солдаты, по которым выпускались виртуальные ракеты-имитаторы. В «мокрой» ракеты были настоящие, но роль Саддама и его приближенных играли манекены. Дело не ладилось: несмотря на то, что разрушительная сила ракет оказалась даже большей, чем ожидалось, наведение не давало необходимой точности, и все время получалось, что «Саддам» в результате покушения оказывался ранен, а не убит.

Между тем и Ицхак Рабин, и Эхуд Барак торопили всех отвечающих за проведение операции: дядя Саддама мог скончаться со дня на день.

На 5 ноября 1992 года была назначена генеральная репетиция операции. Командир группы капитан Дрор и его бойцы выехали в Негев и провели ночь в пустыне — всё должно было быть «как по правде», и к месту учений спецназ прошел по пути, в точности похожем на те условия, с которыми предстояло встретиться в Ираке. На репитицию прибыл и сам начальник Генштаба Эхуд Барак, начальник военной разведки Ури Саги и многие другие высокопоставленные офицеры, а также разработчики новой ракеты. Для них в полукилометре от места событий оборудовали наблюдательный пункт.

Оба этапа испытаний — запуск имитационных ракет, а потом настоящих, нужно было провести за два часа, потому что Бараку предстояло вернуться в Тель-Авив для доклада Рабину.

Первый этап начался в 06:00. Илан Кетван, игравший роль Саддама Хусейна и его «свита» приблизились к макету кладбища. В двенадцати километрах от них расположился грузовик с ракетными установками, бойцы ждали сигнала о пуске. «Иракцы» выстроились в две шеренги, и офицер Кампель в 06:10 передал код пуска ракет.

Тогда и произошла трагедия.

В двенадцати километрах от «кладбища» Дрор услышал команду «пуск». Он устал, много часов провел на ногах и не спал ночь. Почему-то он подумал, что первый этап учений уже закончился, и к пуску были подготовлены не имитационные ракеты, а боевые. Дрор подал команду, сержант Нимрод Людмар нажал на кнопку и… послал в сторону своих товарищей настоящие ракеты.

Услышав в воздухе резкий свист, Кампель понял, что произошло, и крикнул «иракцам», чтобы они разбежались. Но было поздно.

Дальнейшее известно: Шарон Тамир, Орен Виксельбаум, Арье Коэн, Эльад Шило и Шемри Шифрин, цвет и гордость ЦАХАЛа, игравшие роль свиты Саддама Хусейна, были убиты наповал.











Ещё пятеро бойцов получили ранения разной степени тяжести. Горькая усмешка судьбы заключалась в том, что солдат Илан Кетван, игравший роль Саддама Хусейна, получил в результате этого взрыва ранение средней тяжести… Это означало, что само покушение тоже могло оказаться неудачным. Операция «Терновый куст» провалилась, не начавшись.

Рабин приказал остановить учения. Барак создал комиссию по расследованию. Пресса опубликовала сообщение о трагедии во время учений на базе «Цеэлим». Цель учений указана не была.

Ури Саги писал впоследствии:
«За тридцать пять лет моей службы в армии я не видел операции, которая была бы подготовлена лучше этой. Но операция провалилась…»


Как известно, комиссия, созданная для расследования трагедии на «Цеэлим», рекомендовала отдать под суд двух генералов, ответственных за разработку и подготовку операции по ликвидации Саддама Хусейна — Амирама Левина и Ури Саги. Но военная прокуратура, вникнув во все детали происшедшего, решила до суда дело не доводить…

Кампеля и Дрора судили, обвинив в причинении смерти по неосторожности. Обоих понизили в звании и осудили на условный срок. Кампель ушел из армии и занялся бизнесом, а Дрор некоторое время продолжал служить, но и он впоследствии вышел в отставку и возглавил компанию хай-тека.

Нимрода Людмара, нажавшего на кнопку, не судили — он лишь выполнил приказ, но он судил себя сам, так и не сумев смириться с тем, что произошло, как ему казалось, по его вине. Семь лет спустя Людмар погиб, попав под машину…

Разведка оказалась права: Саддам Хусейн действительно лично прибыл и на открытие подвесного моста через Евфрат, и на похороны своего дяди.

Операция по ликвидации Саддама Хусейна была в итоге отменена, а ее план сдан в архив.

Когда в 1996 году премьер-министром стал Биньямин Нетаниягу
(сам в прошлом офицер спецназа) и ему на глаза попался план покушения на иракского диктатора, новый премьер-министр охарактеризовал его как «опасный и безответственный».

Саддаму Хусейну предстояло быть арестованным американцами одиннадцать лет спустя, после описываемых событий, в той же деревне Аль-Аудже, неподалеку от того самого кладбища, где покоится его дядя. Саддам распрощался с жизнью, успев за эти годы погубить немало своих подданных.

Но принесла ли гибель Хусейна мир на иракскую землю? Нет, сейчас там все воюют против всех, и число погибших растет каждый день.

Источники:
Пётр Люкимсон. Разведка по-еврейски: секретные материалы побед и поражений.
Алекс Брайнин. Операция «Куст ежевики» // http://www.alefmagazine.com/pub3069.html.
Report says Israel dumped plan to assassinate Saddam.
Secret protocols reveal: Yitzhak Rabin approved an Israeli operation to kill Saddam Hussein http://www.haaretz.com/israel-news/secret-protocols-reveal-y....
Статьи Википедии.
Автор: Александр Привалов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх