На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • зуфар юсупов
    Уж лет пять прошло с моей первой публикации об этом человечишке, изрыгающем вонючий яд при малейшей возможности в адр...Оскорбительные вы...
  • Valentina Doroshenko
    А где статья?????У «Крокуса» прово...
  • Виктор Гайдуков
    Браво! Спецназ и есть Спецназ.Начальник медпунк...

Как спасали «Салют»

Подвиг советских космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – одна из самых замечательных страниц в истории отечественной космонавтики. 19 апреля 1982 года на орбиту была выведена станция «Салют-7» - передовое достижение конструкторской мысли и космической промышленности своего времени. Главной целью станции было осуществление научных и технических экспериментов и исследований в космических условиях. Для исследовательской работы на станцию периодически доставляли меняющиеся экипажи. Всего «Салют-7» посетили 6 основных экипажей и 5 экспедиций, в состав которых входили космонавты Советского Союза, а также первые космонавты Франции и Индии. Самые долгие экспедиции на «Салют-7» длились 211 суток и 237 суток. Со станции космонавты совершили в общей сложности 13 выходов в открытый космос, длившихся 48 часов 33 минуты.


В мае 1982 года на станцию «Салют-7» отправилась первая основная экспедиция, вышедшая в космос на корабле «Союз Т-5». В августе 1982 года на станцию отправилась советская женщина – космонавт (вторая в мире после Валентины Терешковой) Светлана Савицкая, а в феврале – октябре 1984 года на станции работали шесть космонавтов одновременно. Именно на «Салюте-7» экспедицией в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова был установлен абсолютный на тот период рекорд продолжительности космического полета – 237 суток.

Затем некоторое время экспедиции на станцию не отправлялись, а 11 февраля 1985 года связь со станцией «Салют-7» прервалась. В это время станция совершала полет в автоматическом режиме, космонавтов на ее борту не было. Что произошло и почему станция перестала выходить на связь? Ответить на этот вопрос в центре управления полетами не могли. Единственное, что удалось установить – станция не была разрушена полностью. Это выяснили, использовав оптические средства системы противоракетной обороны, которые показали, что «Салют-7» остается цельным объектом, то есть – не подвергся тотальному разрушению вследствие каких-либо воздействий. Станция «Салют-7» представляла большую ценность, а ее возможное падение могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Поэтому руководство советского государства и космической отрасли задумалось о возможных путях выхода из проблемной ситуации.


Как спасали «Салют»


После долгих консультаций было решено попытаться спасти дорогостоящую и ценную космическую станцию. Решение этой задачи могло быть достигнуто только одним путем – отправкой на станцию спасательной экспедиции. Таких примеров в истории мировой космонавтики еще не было – советским людям опять было суждено стать пионерами в космосе, на этот раз – в спасении космической станции.

Конечно, операция была очень рискованной. Во-первых, никто прежде не совершал подобных операций, поэтому у космонавтов не было ни личного опыта, ни возможности проконсультироваться у «старших товарищей». Во-вторых, космонавты могли столкнуться с потерявшей управление станцией, погибнуть или отравиться продуктами горения. Ведь на Земле даже точно не знали, что произошло на станции «Салют-7». Не исключалась и вероятность пожара на станции. Однако медлить было нельзя – ведь примерно через полгода после потери управления «Салют-7» должна была начать снижаться и в конечном итоге упасть в каком-либо месте Земли, возможно – на крупный город, промышленный объект, что могло бы вызвать большие человеческие жертвы и техногенную катастрофу.

Понятно, что полет на станцию «Салют-7» руководство космической отраслью могло доверить только опытнейшим и высокопрофессиональным космонавтам. Это должны были быть лучшие из лучших – цвет отечественной космонавтики. Таких людей нашли довольно быстро, изучив весь список действующих и подходящих по возрасту, состоянию здоровья и профессиональным качествам советских космонавтов.

Бортинженером экспедиции был утвержден Виктор Петрович Савиных. К этому времени ему было уже 45 лет, а за плечами почти двадцатилетний опыт работы в космической отрасли. Виктор Петрович родился в 1940 году и в молодости, наверное, и сам не предполагал, что станет космонавтом. Он окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта с квалификацией «техник-путеец», служил в железнодорожных войсках, а после армии поступил на оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Отличное окончание института позволило ему устроиться в ЦКБ экспериментального машиностроения (с 1974 года — НПО «Энергия») в отдел, которым руководил академик Борис Раушенбах. Здесь Виктор Петрович проработал двадцать лет, занимаясь разработкой систем управления космических кораблей.

Станцию «Салют-7» Виктор Савиных знал прекрасно. Кроме того, он уже имел опыт полета в космос – с 12 марта по 26 мая 1981 года он совершил полет в качестве бортинженера корабля «Союз Т-4», которым командовал Владимир Васильевич Ковалёнок. Естественно, что выбор пал на Виктора Савиных и в этот раз – спустя пять лет после своего первого полета в космос ему предстояло лететь вновь, на этот раз – в сложнейшую и опаснейшую экспедицию на «потерявшуюся» станцию.

Если с кандидатурой на должность бортинженера все было понятно с самого начала, то относительно кандидата на роль командира экипажа некоторое время велись дискуссии. В конечном итоге решили остановиться на кандидатуре полковника Владимира Джанибекова. Это также был опытнейший советский космонавт, отважный и решительный человек. К моменту описываемых событий Владимир Александрович Джанибеков уже был дважды Героем Советского Союза. Он был на два года младше Виктора Савиных – родился в 1942 году. Его путь в космонавтику также не был «линейным». Владимир Александрович в 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище, но сначала поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета и лишь затем выдержал вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1965 году. Некоторое время Владимир Александрович служил летчиком-инструктором в военно-воздушных силах, а в 1970 году был зачислен в отряд космонавтов, где прошел полный курс подготовки и в 1974 году стал космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления. За полеты в 1978 и 1981 гг. Владимир Джанибеков получил две Золотые Звезды Героя Советского Союза.

В середине 1980-х годов полковник Владимир Джанибеков уже был самым опытным космонавтом Советского Союза. Он совершил четыре полета в космос, причем все в качестве командира космического корабля. Он вернулся с орбиты в июле 1984 года, поэтому сначала предстояло проверить здоровье полковника – выдержит ли он повторную сложнейшую экспедицию в космос, все же не шутка столь часто летать в космос. Когда врачи сказали, что Джанибеков может лететь, его официально утвердили командиром экипажа космического корабля.

Кроме подготовки экипажа, было необходимо тщательно подготовить и усовершенствовать и корабль «Союз Т-13», на котором им предстояло лететь в космос. Прежде всего, с корабля убрали кресло третьего космонавта, а также систему автоматического сближения, зато установили лазерный дальномер. Освобождение места за счет кресла третьего космонавта носило вполне утилитарный смысл – на корабле разместили дополнительные запасы топлива и питьевой воды. Для увеличения продолжительности автономного полета на корабле установили специальные дополнительные регенераторы очистки воздуха. Были созданы максимально возможные условия для того, чтобы космонавты могли подольше находиться в режиме автономного полета в случае какой-либо непредвиденной ситуации.

Корабль «Союз Т-13» стартовал с космодрома Байконур 6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени. О запуске космического корабля сообщили средства массовой информации Советского Союза. Но подлинная цель экспедиции Джанибекова и Савиных не разглашалась. Только когда корабль уже находился в космосе несколько недель, в прессе постепенно стали сообщать некоторые подробности о необычной экспедиции советских космонавтов. Уже 8 июня 1985 года была произведена стыковка «Союз Т-13» с обнаруженной станцией «Салют-7». При этом обеспечение стыковки осуществляли средства противоракетной обороны Советского Союза, благодаря которым «Союз Т-13» и был успешно наведен на «Салют-7».

Однако после приближения к станции стали выясняться интересные подробности. Выяснилось, что на станции не работала система ориентации солнечных батарей. Джанибеков и Савиных перешли на станцию «Салют-7». Первой реакцией командира космического корабля была краткая фраза «Колотун, братцы!». Температура на «Салюте-7» действительно опустилась очень сильно – примерно до 4 градусов тепла.

Примечательно, что когда 12 июня 1985 года Владимир Джанибеков и Виктор Савиных провели первый телевизионный репортаж со станции «Салют-7», они были без головных уборов. Снять шапки космонавтов попросило руководство, поскольку об аварийно-спасательных работах на станции граждане Советского Союза и мировая общественность не знали и экипаж должен был выглядеть повседневно, будто ничего не произошло. Только когда сеанс связи со станцией завершился, Джанибеков и Савиных смогли вновь достать теплые головные уборы.

Космонавты приступили к ремонту станции. Работать было сложно, но опытные специалисты не сдавались и практически сделали невозможное. За несколько дней им удалось не только выявить неисправность в системе контроля электропитания, но и устранить ее. 16 июня 1985 года космонавты смогли подключить аккумуляторы станции к солнечным батареям, прогреть станцию и восстановить ее работоспособность. Это был настоящий подвиг, каких не знала прежняя история космонавтики – и советской, и американской.

23 июня к станции «Салют-7» пристыковался «Прогресс-24», который доставил запасы воды и другие необходимые космонавтам грузы. Следующим героическим поступком Джанибекова и Савиных был выход в открытый космос 2 августа 1985 года, когда космонавты смогли установить дополнительные элементы солнечной батареи, которые увеличивали рабочую поверхность. 17 сентября 1985 года стартовал корабль «Союз Т-14», а 18 сентября он успешно пристыковался к станции «Салют-7», доставив на станцию еще троих космонавтов – Владимира Васютина, Александра Волкова и Георгия Гречко. На протяжении недели пятеро космонавтов работали на станции «Салют-7» и лишь 26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко на корабле «Союз Т-13» вернулись на землю.

Работать на станции продолжали Владимир Васютин, Александр Волков и Виктор Савиных. Первое время командиром экспедиции был Владимир Васютин, но затем на эту должность был назначен Виктор Савиных. Однако по определенным обстоятельствам (проблемы со здоровьем у Владимира Васютина) им пришлось прервать экспедицию намного раньше намеченного срока. Сорвались и планы по отправке на станцию «Салют-7» первой в мире экспедиции, укомплектованной исключительно женщинами – космонавтами. 21 ноября 1985 года Васютин, Волков и Савиных вернулись на землю.



За экспедицию на «Салют-7» Виктор Савиных, к этому времени уже имевший на счету полет в космос, получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза. Владимир Джанибеков и так был дважды Героем Советского Союза, а космонавтам больше двух звезд не давали. Поэтому Джанибекова наградили орденом Ленина и присвоили очередное воинское звание – генерал-майора авиации.

После возвращения с «Салюта-7», Владимир Джанибеков в 1985-1988 гг. командовал отрядом космонавтов в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, а затем, с 1988 по 1997 гг. руководил Управлением теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1997 году он устроился профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского государственного университета.

Виктор Савиных с 7 по 17 июня 1988 года совершил свой третий космический полет в экипаже с командиром Анатолием Соловьевым и болгарским космонавтом Александром Александровым. В том же 1988 году Виктор Петрович был избран ректором Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и занимал эту должность до 2007 года – почти двадцать лет, а в 2007 году был утвержден президентом МИИГАиК. Известный ученый, Виктор Савиных внес большой вклад в развитие космической отрасли и наук о космосе. В то же время, Виктор Петрович не чужд и общественно-политической деятельности. Еще в 1989-1992 гг. он был народным депутатом СССР, затем стал президентом Ассоциации российских вузов, а в марте 2011 года был избран депутатом Законодательного Собрания Кировской области.

Экспедиция на станцию «Салют-7» и выполнение на ней ремонтных работ стало одним из наиболее ярких триумфов в истории советской космонавтики, а космонавты Джанибеков и Савиных продемонстрировали всему миру самоотверженность и высочайшее профессиональное мастерство советских специалистов.
Автор: Илья Полонский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх