На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Страна и люди

10 082 подписчика

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Молодцы ребята1 Велес - настоящий герой. Слава нашим защитникам! 🇷🇺 👍👍👍Начальник медпунк...
  • Светлана Позднякова
    Побольше бы такихНачальник медпунк...
  • Александр
    поддерживаю! заигрался Соловьев! и , если раньше я стремился посмотреть его "шоу", то сейчас увы... надоел со своими ...Оскорбительные вы...

Самый мощный в мире: как РФ предотвратила превращение Ту-160 в кучу украинских болтов и гаек

Виктор Сирык

В декабре исполнится ровно 36 лет с того дня, как этот самолет впервые поднялся в воздух. Однако до сих пор он является абсолютным чемпионом мира по целому ряду параметров (скорость, дальность полета и другие), характеризующих самолеты дальней бомбардировочной авиации.
Самый мощный в мире: как РФ предотвратила превращение Ту-160 в кучу украинских болтов и гаек
Фото: Константин Семенов/ Алексей Иванов/ ТРК Звезда/ Минобороны России

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, более известный под названием «Белый лебедь», – немолодая машина: в декабре исполнится ровно 36 лет с того дня, как этот самолет впервые поднялся в воздух. Однако до сих пор он является абсолютным чемпионом мира по целому ряду параметров (скорость, дальность полета, нахождение в воздухе без дозаправки, грузоподъемность и так далее), характеризующих самолеты дальней бомбардировочной авиации. И, по мнению международных военных экспертов, он будет оставаться таковым, как минимум до конца 2020-х годов.

При этом самолет имеет очень непростую судьбу. Опустим начальный период, когда машина проектировалась и создавалась (на разработку и построение первого прототипа ушло почти 10 лет), перекинемся сразу в год 1999-й, когда Ту-160 едва не разобрали на болты и гайки.

Картинка

Об этом мне рассказал заслуженный военный летчик РФ Анатолий Жихарев (ныне – генерал-лейтенант в отставке, советник президента России по вопросам применения Дальней авиации), когда командовал 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизией, базирующейся в городе Энгельсе. Именно в ее составе и тогда, и теперь находится полк стратегических ракетоносцев. Кстати, название «Белый лебедь» самолет-красавец получил за свою внешнюю схожесть с этой величавой птицей.

В 1987 году, когда Ту-160 стали поступать на вооружение Дальней авиации ВВС, первым подразделением, которому была предоставлена честь освоить уникальные самолеты, стал авиаполк в Украинском городке Прилуки. До развала СССР он успел принять на свой аэродром 19 машин этого класса. Один «лебедь» улетел в Энгельс. Планировалось, что 160 «тушками» будут оснащены пять полков ДА. Увы, эти планы рухнули вместе с Союзом. Задача кардинально изменилась, и делом первостепенной важности стало сохранение того, что внезапным подарком досталось украинским товарищам. И хоть тогда еще они не прыгали на Майдане, и не было столь ярых, как сегодня русофобских настроений, Незалежная уже была совершенно другой страной.

Картинка

Эти самолеты являлись для украинцев одним из атрибутов национальной независимости и гордости. Еще бы! Только две страны в мире – США и Россия – имеют в составе Вооруженных Сил элитный род ВВС – Стратегическую (Дальнюю) авиацию. Однако вскоре выяснилось, что «лебедь», даже в режиме консервации, слишком дорогая игрушка для Украины. Из-за хронической нехватки горючего, самолеты поднимались в воздух по три-пять раз в год (!) на очень непродолжительное время. Основную же часть времени, суперсовременные ракетоносцы с желто-голубыми кругами и трезубцами на плоскостях простаивали на аэродроме в Прилуках.

Была и еще одна «маленькая» деталь, не позволявшая Украине иметь стратегические бомбардировщики, – ее статус неядерной державы. А поскольку «лебеди» были оснащены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками (по 12 на каждый самолет), властям Незалежной было предложено избавиться от этих адских машин. Лучше всего – уничтожить. Естественно, что главным инициатором выступили Соединенные Штаты Америки, которые «подстегнул» к этому сам Ту-160, показавший себя в деле: в 1992 году борт из Энгельса принял участие в авиационном параде, а спустя несколько месяцев произвел практической пуск ракеты в учебных целях. Стратеги из страны дядюшки Сэма поняли, что русские ракетоносцы способны внести существенные коррективы в ядерный паритет двух держав.

Картинка

Под предлогом предоставления Украине «зеленой улицы» для вступления в НАТО им дали однозначно понять, что самолеты нужно утилизировать. А чтобы те были более сговорчивы, помимо средств разделки, выделенных из американского бюджета (по одному миллиону долларов за каждый самолет), украинской стороне пообещали 60 миллионов тех же денежных единиц в случае удачно проведенной операции. Тогда еще была предпринята попытка продать три Ту-160 и запасные части к ним одной американской компании для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. Но российская сторона указала на нарушение положений Договора СНВ-2, и американцы были вынуждены с этим согласиться. В результате украинцы, прежде чем осознали, что могут поиметь выгоду намного большую, успели уничтожить девять бортов. Оставшиеся десять самолетов они решили продать России, которая де-юре, как правопреемник ядерной державы, должна была забрать их себе бесплатно.

Картинка

Переговоры о покупке десяти «украинских» Ту-160 в 1995 году закончились безрезультатно. Предложенная Россией цена (по 25 млн долларов за штуку) показалась Украине смехотворной. Не согласились они и на бартерную сделку: Ан-22 и Ан-124 ВТА России взамен Ту-160 ВВС Украины. Когда же они превратили очередного «лебедя» в кучу болтов и гаек (борт налетал всего сто часов), российская сторона сделала властям Незалежной предложение, от которого те не смогли отказаться. Украине простили частичную задолженность за поставки природного газа на сумму 285 млн долларов. И только после этого в октябре 1999 года в Прилуки отправилась военно-техническая делегация ВВС России для оценки технического состояния самолетов с тем, чтобы перегнать их на авиабазу Энгельс-2.

Это превратилось в настоящую стратегическую операцию. Мало того что самолеты нужно было «оживить» после многомесячного мертвого стояния, топливо украинские партнеры выделяли настолько в обрез, что у наших летчиков даже не было возможности сделать круг над аэродромом для проверки работоспособности всех систем. Экипажи поднимали машины в воздух и, убедившись, что все механизмы вроде бы работают без сбоя, брали курс на город Энгельс. Генерал Жихарев вспоминал, что из некоторых ракетоносцев, после того, как запускали их двигатели, текла вода. Машины словно плакали от того, как к ним, имеющим предназначение – летать, все годы относились люди…

Картинка

Всего российским летчикам удалось забрать восемь «лебедей». Первый борт они подняли в воздух 5 ноября 1999 года, два последних – 21 февраля следующего. Российских командиров экипажей, которые перегоняли Ту-160, гвардии подполковников И. Скитского и А. Серебрякова за этот подвиг наградили орденами. А один самолет братьям-славянам из Незалежной все же удалось прикуркулить. Они перегнали его в музей авиации и космонавтики в Полтаве, привели в состояние, исключающее боевое применение и оставили в память о былом могуществе своей страны.

В тот же год в дивизию в Энгельсе из завода пришел новенький борт Ту-160, и вместе с восьмеркой отмытых от трезубцев самолетов, полковое авиакрыло стратегических ракетоносцев удвоилось. Все борта, вызволенные из украинского плена, прошли модернизацию в заводских условиях и сегодня в полном объеме выполняют возложенные на них задачи. Помимо того что «Белые лебеди» являются одной из трех составляющих стратегических ядерных сил России, с середины ноября 2015 года они демонстрируют свои боевые возможности, нанося удары крылатыми ракетами с неядерной боевой частью по объектам террористов в Сирии.

Картинка

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх